Навигатор профилактикиУважаемые коллеги!
Вашему вниманию предлагается обновленная версия 2022 года Методических материалов по признакам девиаций, действиям специалистов органов и организаций системы образования в си-туациях социальных рисков и профилактике девиантного поведения обучающихся — Навигатор профилактики и памятки по различным видам девиантного (отклоняющегося) поведения. Пакет разработок состоит из следующих материалов:
Навигатор профилактики (серая гамма) - содержит в себе обобщенные признаки различных видов девиантного поведения и общий алгоритм действий классного руководителя, иных педагогов и специали-стов образовательных организаций. Общий алгоритм включает действия в рамках межведомственного вза-имодействия специалистов органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонаруше-ний несовершеннолетних. Все виды отклоняющегося поведения и их основные признаки включены в цвето-вую индикацию, которая выполняет функцию своеобразного путеводителя по памяткам. Все виды отклоня-ющегося поведения дополнены формами проявления, а также указаны основные признаки девиантного по-ведения, которые включены в цветовую индикацию, выполняющего функцию своеобразного путеводителя по памяткам. Среди новых форм добавлены признаки рискованного поведения онлайн, несуици-дального самоповреждающего поведения, риска нападения обучающимся на образовательную ор-ганизацию (признаки риска совершения особо опасного деяния и специальный алгоритм действий). Обобщенные признаки дают возможность соотнести их с тем или иным видом отклоняющегося поведения, каждый из которых имеет определенный цвет и номер, что позволит вам достаточно быстро найти нужную памятку по цвету и номеру. Общий алгоритм действий может быть использован вами и другими специали-стами образовательной организации в процессе профилактической работы с детьми, подростками и их ро-дителями. Главными людьми в жизни ребенка являются родители, поэтому важно постоянно поддерживать с ними контакт, развивать отношения сотрудничества и в каждом конкретном случае вырабатывать спосо-бы решения трудных ситуаций с их участием с учетом действующего законодательства. Предложенные в памятках алгоритмы действий педагогов и иных специалистов учитывают не только психологическую, пси-холого-педагогическую и социально-психологическую специфику поведенческих проблем, но также и право-вой контекст в процессе реализации комплексной помощи детям и семьям. Навигатор профилактики ло-гически связан с памятками по видам отклоняющегося поведения:
1. Социально-психологическая дезадаптация (желтая гамма). Сама по себе дезадаптация не является видом отклоняющегося поведения, но может быть в некоторых случаях причиной или следствием пове-денческих проблем и трудностей, а также усиливать их. Вы найдете в этой памятке описание более кон-кретных признаков, причин дезадаптации и сможете сориентироваться в том, как выстроить логику взаи-модействия с ребенком, родителями и коллегами в индивидуальной работе.
2. Раннее проблемное (отклоняющееся) поведение (оранжевая гамма). В некоторых случаях поведен-ческие проблемы начинаются не в подростковом периоде, а в более ранних возрастах, преимуществен-но после 5 лет и до 12 лет. При этом речь идет о достаточно стойких проявлениях ненадлежащего пове-дения, которые требуют не только пристального внимания, но и организации ранней комплексной помо-щи детям. В данной памятке вы можете ознакомиться с признаками такого поведения, его возрастной спецификой, техниками дифференциации поведенческих проблем от нормативных возрастных особен-ностей, а также с возможными действиями в рамках профилактической работы с ребенком и его родите-лями.
3. Агрессивное поведение (розовая гамма). Буллинг, иные формы агрессии в последние годы проявля-ются не только в физической реальности, но и в виртуальном пространстве, что в ряде случаев приводит к скрытым, латентным конфликтам, серьезным напряжениям в отношениях и неблагоприятной атмосфе-ре в классе. При этом важно иметь в виду, что в случаях проявления агрессивного поведения важно ра-ботать не только с буллером или агрессором, но также и с жертвой, поскольку именно она является по-страдавшей стороной и требует не меньшего внимания к себе и своим потребностям. Признакам агрес-сивного поведения и киберагрессии посвящена данная памятка, и включает возможные действия педаго-гов в конфликтных и иных ситуациях, связанных с подобным поведением. Документы |